О становлении системы власти-собственности на евразийском пространстве

Кульпин Э.С.

О становлении системы власти-собственности на евразийском пространстве

Тезисы доклада на международную  научно-практическую конференцию «Евразийство: от диалога к взаимодействию»

База исследования. В ходе исторического развития на территории Старого света – Европы, Африки и Азии возникли две автохтонные (саморожденные) цивилизации  – китайская и западноевропейская. В предыдущих исследованиях было показано как сформировались принципиально разные основы бытия – системы основных ценностей [1], утвердившиеся в «чистом» виде на крайних рубежах континента.  Все народы Старого света испытали влияние обеих систем основных ценностей и сформировали свои на компромиссной основе. Народы евразийского пространства  – славяне и тюрки, географически расположенные между двумя автохтонными цивилизациями, испытали наиболее сильное влияние обеих автохтонных цивилизаций после объединения в едином политическом пространстве в Улусе Джучи [3]. После гибели Золотой Орды [3] из народов и на территории этой средневековой империи образовалась Российская держава.

В системах ценностей автохтонных цивилизаций ключевую роль играют разные двойные связки ценностей: власть-собственность – в китайской и собственность-закон – в европейской. В Российской империи утвердилась система основных ценностей с центральной связкой власть-собственность, определившей многовековую цикличность развития страны [4], и не увенчались успехом две попытки (Петра I[5] и Столыпина [6]) перехода российского славяно-тюркского суперэтноса на европейскую систему ценностей. Попытки лишь доказали несостоятельность утверждения, принятого за аксиому, о синонимичности культуры и ментальности.

Гипотеза исследования. До возникновения Монгольской империи ценностная связка власть-собственность не лежала в основе социальных отношений ни у кочевников Азии ( тюрков и монголов) [7], ни у оседлых земледельцев Восточной Европы [8]. Предтеча связки, как основы общественных отношений, появилось в Улусе Джучи как следствие утверждения китайской имперской вертикали власти, принципа всеобщего служения подданных и утвердилось при создании Московского государства.

Политические отношения Руси и Орды не были вассальными, т.е. не были договорными, базирующимися на связке собственность-закон, когда «вассал моего вассала – не мой вассал», а отражали внедоговорную вертикаль власти, когда «и вассал моего вассала – мой вассал». Хотя они были отношениями прямого господства и подчинения, они еще не отражали тотальность власти-собственности. Утверждение тотального принципа власти-собственности произошло при создании Московского государства в краеугольном положении (конституции) Судебника 1497 г.  «вся земля должна служить».

 

Литература

[1] Кульпин-Губайдуллин Э.С. Путь России: Генезис кризисов природы и общества в России. Изд. 2-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 232 с.

[2] Кульпин-Губайдуллин Э.С. Золотая Орда. Проблемы генезиса российского государства. Изд. 4-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 176 с.

[3] Кульпин-Губайдуллин Э.С. Золотая Орда: Судьбы поколений. Изд. 2-е, доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 192 с.

[4] Кульпин Э.С.  Восточный ритм русской истории. — Общественные науки и современность 2008, №6, с. 60-73

[5]Кульпин Э.С.  Становление системы основных ценностей российской цивилизации. – История и современность 2008, № 1, с. 49-75.

[6] Кульпин Э.С. Конфликт ментальностей в реформах Столыпина // Человек и природа: противостояние и гармония. –  М.: ИАЦ-Энгергия, 2007, с. 148-155.

[7] Дашпурев Данзанхорлоогийн. Этапы модернизации современного монгольского общества социально-философский анализ. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. – М.: Институт философии РАН, 1995.

[8] Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 т., т.2. – М.: «Мысль», 1988 с. 204.

 

 

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.