Что такое СЕИ

Введение в социоестественную историю

1. Э.С.Кульпин.  БИФУРКАЦИЯ ЗАПАД-ВОСТОК.     Введение в социоестественную историю.  Москва. “Московский лицей”1996

              ПРЕДИСЛОВИЕ

Предметом социоестественных исследований являются взаимосвязи, взаимозависимости, взаимовлияния процессов, явлений и событий в жизни общества и природы как в настоящем, так и в прошлом. В результате исследований формируется новая научная дисциплина на стыке гуманитарных и естественных наук – социоестественная история. Социоестественная история возникла как “ответ” на “вызов” времени: на необходимость разрешить те проблемы, которые не удалось и не удается разрешить в рамках традиционных научных дисциплин.

Так записано на обложках ряда выпусков серии социоестественной истории (СЕИ). Отражается ли в данных формулировках суть, смысл и назначение СЕИ или же речь идет о важных, но относительно второстепенных моментах?

В чем заключается упомянутый вызов времени? В том, что мы уже не можем рассматривать жизнь людей изолированно от жизни природы. Во второй половине ХХ века стало очевидным, что человек по отношению к природе является паразитом, он подобен грибу-паразиту на здоровом дереве-хозяине. Причем развитие этого гриба уже поставило под угрозу существования самого дерева, а с ним, естественно, и паразита. Возможно ли существование паразита не в ущерб хозяину, т.е. без превышения рекреационных потенций последнего? Возможно ли такое сожительство, которое не ослабляло бы, но увеличивало мощь донора? Положительный ответ на первый вопрос  дает взаимоотношение систем неживой и живой природы, на второй – некоторые технологии.

Технологии или правила “игры” человека с природой – до сих пор создавались обществом стихийно, неосознанно поскольку природа всегда осознавалось чем-то внешним и даже враждебным человеку. Поэтому, хотя были исключения, в целом эти правила игры были и до сих остаются правилами паразита. Сейчас чтобы паразит не умер, ему нужно перестать быть паразитом, а для этого не просто изменить поведение, но – сознание. Сознание антропоцентризма и есть сознание паразита. Иная парадигма сознания состоит в том, что общество как система являются частью некой другой системы и как часть должна считаться, подчиняться законам существования этого целого. Понять законы существования целого – не отдельно неживой, не совместно неживой и живой природы, но совместно неживой, живой природы и общества – главная задача СЕИ.

В чем отличие традиционной методологии истории от методологии СЕИ? Прежде всего в том, что для традиционной истории (истории людей) природа это – нечто внешнее, это – географический фактор, который так или иначе влияет на жизнь общества, это – второстепенное, но не главное. Главное для традиционной истории – жизнь общества, сами люди. Для социоестественной истории главное – не люди и не природа отдельно взятые, но природа и общество как единое целое, как органы одного организма, как один объект.

Понять законы существования этого объекта не дано нам снаружи, извне его, но изнутри. Внутри этого целого существуют части, как внутри человека органы его тела. Как может один орган понять смысл существования других и целого организма? Только таким образом, какой ему доступен. А доступно ему видеть внутренние взаимосвязи, взаимосвязи между разными органами. Поэтому прежде всего он может и должен осмыслить то, что доступно, а именно: взаимодействие, рефлексию. Отсюда предметом социоестественных исследований являются взаимосвязи, взаимозависимости, взаимовлияния процессов, явлений и событий в жизни общества и природы.

Поскольку человек давно изучает не только себя, но и окружающую его природу, то в ходе такого изучения накоплен огромный материал, однако он разбросан по разным научным дисциплинам. Отсюда возникает задача сбора этих знаний, для чего необходимо установить место сбора, единую платформу знаний как гуманитарных, так и естественных наук. Языки и понятия, сама система мышления в разных отраслях знаний разные, отсюда возникает чисто техническая задача установления мостов между дисциплинами, а для этого нужно сначала четко зафиксировать в чем именно различия, затем установить принципы сбора знаний, после этого осуществлять сам сбор, а уже после всего этого – осмысление собранного. Иными словами, фиксация различий систем представлений гуманитарных и естественных наук – отправная точка курса СЕИ.

 ***

            В основе данного выпуска серии Социоестественная история положена стенограмма части лекций, прочитанных в 1991-92 учебном году студентам и аспирантам китайского факультета  Института стран Азии и Африки МГУ. Лекции были записаны на диктофон Татьяной Ферапонтовной Дубовой, она же осуществила первичную подготовку текстов к печати, и таким образом, выход в свет этих двух частей курса во многом обязан этому замечательному психологу и экономисту.

Часть I. СОЦИОЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.  ПРЕДМЕТ.

Лекция 1. ДВЕ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.

             Две культуры. – Отношение к фактам, проблемам, языку. – Системы доказательств. – Метод. – Цель, назначение теории и отношении к ней ее творца. – Суть творчества и научного поиска. – Смысл научного открытия. – Гипотеза и теория. – Научное обобщение. – Понятия порядка, случайности и вероятности. – Оценка. – Метод пределов. – Решающий опыт. – Закон. – Научный процесс.

            Лекция 2. МЕСТО СОЦИОЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В ИСТОРИИ БИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ

            Развитие биосферы Земли. – Концепция эволюции биосферы Н.Н.Моисеева. – Место социоестественной истории в истории биосферы Планеты.


Лекция 3. СОЦИОЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

                        Актуальность. – Предмет. – Язык. – Истоки. – Синтез знаний. – Цели, задачи, основной принцип. – Три источника и три составные части СЕИ. – Случайность и неопределенность как камни преткновения. – Нефатальность непредсказуемости. – Модернизация концепции Никиты Моисеева – Принцип со-жизни.

Лекция 4. ПОНЯТИЯ СЕИ.

             Главные действующие лица. – Масштаб времени. – Пространство. – Этапы. – Аксиомы. – Правила “дорожного” движения эволюции биосферы.Суперэтнос и цивилизация. – Понятие этноса. – Макс Вебер и психологи о человеческих общностях.  – Понятие этноса в координатах СЕИ. – Кризис и катастрофа. – Кризис цивилизации. – Социально-экологическая стабильность. – Социально-экологический кризис. – Социоестественные морально-этические императивы: “не вреди”, “уподобляйся” и “черпай полной мерой”. – Концепция социоестественной истории цивилизационного этапа.

Лекция 5. РАБОЧИЕ МЕТОДЫ СЕИ.

                   Границы компетентности. – Достаточное основание и научный консенсус.Принцип дополнительности. – Выбор трех авторитетов. – Возможности принципа дополнительности. – Значимость свидетельств естественных наук.Синхронистическая таблица. – Моделирование. – Метод “Апполо”. – Взаимосвязь мировоззрения больших групп трудоспособных и хода экономических реформ. 

           Скачать

Часть II. БИФУРКАЦИЯ ЗАПАД-ВОСТОК

ЛЕКЦИЯ 6. ФЕНОМЕН ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Запад и Восток в европейском сознании. – “Осевое время” Карла Ясперса. – Потенции Египта. – Стабильность Древнего Египта. – Похолодание Железного века и Египет. – Как жили египтяне. – Слагаемые социально-экологического равновесия Древнего Египта. 

ЛЕКЦИЯ 7. БИФУРКАЦИЯ ЗАПАД-ВОСТОК.

“Вызов” природы”. – Закономерности “ответа” общества. – Бифуркация Запад-Восток. – Выход Китая из социально-экологического кризиса. – Феномен китайской социально-экологической стабильности.Счастливая судьба Эллады. – Закономерности выбора эволюций Запада и Востока. 

ЛЕКЦИЯ 8. СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЗАПАДА И ВОСТОКА.

Об истории и проблемах создания первых систем ценностей в координатах СЕИ. – Система ценностей дальневосточной цивилизации. – Взаимосвязь между технологией и мировоззрением. – Система ценностей европейской цивилизации. – Сравнение и противостояние двух систем ценностей. – Противостояние систем ценностей в практике XX веке. 

Скачать

2. Учебная программа для студентов по специальности «культурология»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ВЫСШАЯ  ШКОЛА  КУЛЬТУРОЛОГИИ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 Кульпин Э.С.  СОЦИОЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРНУЮ РЕГИОНАЛИСТИКУ

 Учебная программа для студентов по специальности «культурология»

Москва 2000

ВВЕДЕНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ ДОЛЖНА СТОЯТЬ НА ДВУХ ОПОРАХ: ГУМАНИТАРНОЙ И ЕСТЕСТВЕННОЙ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ – ГЛАВНОЕ В ИСТОРИИ. ПОНЯТИЕ ВЕРОЯТНОСТИ В ИСТОРИИ. СУБЪЕКТИВНОСТЬ НАРРАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ И ЭМПИРИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ.

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

ТЕМА 1. ЦЕЛЬ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ ТЕМА 2. ОБЩЕСТВО – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ. ТЕМА 3. КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИИ БИОСФЕРЫ Н.Н.МОИСЕЕВА. ТЕМА 4. ПРИНЦИП НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК –  ЧАСТЬ ПРИРОДЫ. ТЕМА 6. ОЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА

РАЗДЕЛ 2. СОЦИОЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ – ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.

ТЕМА 7. МЕСТО СОЦИОЕСТЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В ИСТОРИИ БИОСФЕРЫ. ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ДО ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ. ТЕМА 9. ОСЕВОЕ ВРЕМЯ. ТЕМА 10. БИФУРКАЦИЯ ЗАПАД-ВОСТОК. ДРЕВНИЙ КИТАЙ. ТЕМА 11. БИФУРКАЦИЯ ЗАПАД-ВОСТОК. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ТЕМА 12. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОДЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ТЕМА 13. РОССИЯ

РАЗДЕЛ 3. ГЛОБАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС. МИР И РОССИЯ. СПОРЫ О СОСТОЯНИИ, ВОЗМОЖНОСТЯХ И ПУТЯХ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА.

ТЕМА 14. ДВЕ КУЛЬТУРЫ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ И О СЕБЕ У ЕСТЕСТВЕННИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ. ТЕМА 15. СОСТОЯНИЕ БИОСФЕРЫ И КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА.ТЕМА 16. РЕСУРСЫ БИОСФЕРЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ. 

Приложение.

ПРИРОДА, КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ. ТРИ КУЛЬТУРНЫХ РЕВОЛЮЦИИ. КУЛЬТУРА И ХОЗЯЙСТВО. КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

ЖИЗНЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ПРОТОЦИВИЛИЗАЦИИ. ОСЕВОЕ ВРЕМЯ: «ВЫЗОВ» ПРИРОДЫ И «ОТВЕТ» ОБЩЕСТВА.

Скачать

 

 

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.